Туристы-авантюристы команда любителей приключений

Статьи. Тех. отчеты

Немного воспоминаний о московском марш броске 2004

Сроки: 25 мая 2004
Техническая справка. Московский марш бросок (ММБ) - соревнования по ориентированию, состоящие из 2-х этапов. ММБ 2004 проходил в лесах между Савеловоской и Ярославской ж/д. Первый этап состоял из 13 контрольных пунктов. Между 7 и 8-м пунктами - смена карт, то есть на старте тебе дают карту только до 7-ого пункта. Когда ты приходишь на него, а точнее на место смены карт, тебе дают следующую карту, на которой обозначены контрольные пункты (КП) до финиша. То есть, в нашем случае, с 8-ого по 13. КП представляет собой компостер, найдя который, ты прокалываешь дырочки в маршрутном листе. У каждого компостера свой рисунок зубцов. Общая протяженность дистанции, если мерить по прямым от КП до КП, составляла 40 км. Старт открывался в пятницу в 20 часов, а закрывался в субботу в 24 часа. То есть на все про все 28 часов для команды, стартовавшей первой. Последующим - чуть меньше.
Мы участвовали 2-мя командами по 4 человека. Первая, от имени которой я и веду повествование, стартовала в 20 с маленьким хвостиком, вторая на час позже. Наш стартовый номер был 5. По опыту прошлых соревнований, мы сразу решили не рвать, а идти спокойным шагом, что должно было максимально сэкономить наши силы. Так и сделали. Перешли канал имени Москвы по мосту. Прошли через деревеньку, и подошли к лесу. В это время нас обогнала какая-то девушка с рюкзаком и уже мокрая по колено, она семенила то шагом, то переходила на бег,. Глядя на нее, я вспомнил себя на предыдущем марш броске и ехидно улыбнулся. Для нее соревнования должны будут закончиться через 3-4 часа, когда усталость сломает дух, а ноги перестанут сгибаться в коленях.
1 КП мы проскочили мимо, как впрочем, и несколько остальных команд, которые стартовали сразу за нами. Кто-то ломанулся через кусты по реке в поисках КП, мы же вернулись назад и еще раз, внимательно посмотрев на карту, нашли искомый КП буквально сразу. Отворотом на него была сильно заросшая просека, которую с ходу было незаметно. Только после нахождения КП, мы заметили, что на карте напротив просеки было указано "ЗАРОСШАЯ". Вот ротозеи! Решив более не повторять таких ошибок, мы двинулись далее.
Ко 2-му КП мы приближались уже затемно. Он располагался на слиянии 2-х ручьев. Выскочив в овраг, однозначно идентифицировали его как реку. Дошли до слияния ручьев и принялись искать двойную сушину, в которой по легенде находился компостер. Искали минут 20. Вместо КП нашли палатку: люди уже решили заночевать и искать КП утром. Поискав еще 10 минут, все-таки решили, что что-то тут не так. И помня про обманку в осенних бегах, предположили, что следует пройти подальше, в надежде, что это лишь похожее место. Вернувшись на просеку, по которой мы пришли сюда, столкнулись с народом, который тоже рыскал слева и справа. Посовещавшись, все пришли к выводу, что это нужное нам место. Однако мы вопреки здравому смыслу и общественному мнению все-таки двинулись далее. И правильно, через 200 метров вышли на ручей, по которому достаточно быстро отыскали место, где должен был быть КП. Однако вместо него нашли только безумно снующие огоньки налобных фонариков туристов из других групп. Ночная поляна напоминала шабаш ведьм. Толпы огоньков хаотически носились повсюду, время от времени восклицая:Далее
- Нашел?
- Нет!
КП нашли случайно, он был в маленьком кустарнике, а сушина - махонькая сухая елочка. Мы то все искали ель, не меньше 70-80 см в диаметре и высотой уж точно не 2 метра, а метров пяток хотя бы. От КП решили вернуться на просеку, по которой пришли и ломить по ней до дороги, от которой рукой продать до 3-его КП. Просеку не нашли, точнее, нашли какое-то подобие ее, по которому и поломились в лес. Когда пришли в себя, оказалось что мы в жутчайшем буреломе. Продирались мы дальше, словно стадо медведей: хруст стоял на весь лес. Впору бы вернуться, но мы подумали об этом слишком поздно, когда было уже без разницы идти вперед или возвращаться назад. Кое-как добрались до лесной дороги, которая привела нас обратно к КП 2. Повторять свою ошибку заново мы не стали и выбрали другую дорогу, ведущую в обход всех злополучных просек, но наверняка приводящую к нужному нам КП 3. Пошли мы по реке, вдоль которой шла тропинка, которая должна была привести по нашему разумению к деревушке, откуда уже рукой подать до 3-его КП. Поплутав еще минут с 20, мы все-таки вышли к деревне.
В деревне встретили женщину с 2-мя девочками лет по 11-13, они, ловко перепрыгнув через забор, скрылись в лесу. Перелезая эту же преграду, я умудрился сесть на заточенный кол, теперь выправка у меня стала почти идеальная. Женщину мы догнали уже на контрольном пункте, но она с девочками снова ушли вперед и больше мы их не видели. Вот ведь силища какая! 3 КП сняли быстро. Однако те, кто заходил с другой стороны леса, сильно плутали, по причине сильной схожести формы оконечности леса с местом, где был КП. Ночное поле напоминало, как если бы на нас напали инопланетяне: повсюду снующие огни фонариков в хаотическом движении. Если бы я не знал, что это туристы проводят соревнования, я бы бежал оттуда в страхе. Интересно, что думали жители деревенек, мимо которых проносились толпы "ночных огоньков"?
4 КП нашли с ходу. Пройдя после него около часа, решили заночевать. Шел уже 4-й час ночи. Надо все-таки отдохнуть. В 4 позвонил Антонио, наш друг из 2-й команды, справиться о нас, нашем местоположении и самочувствии. Знал ведь, долдон, что мы должны были по плану лечь в 3, а встать в 5, следовательно, звонил он в самый разгар нашего сна. На счастье, мы задержались немного и легли позже. Тем не менее, в 5 часов мимо нас пронеслось с улюлюканьем несколько групп, нарушив сон. Встали в 6. Вышли в 7.
5 КП нашелся сразу - до него за ночь и начало утра протоптали однозначную тропу. От 5-ого КП, перейдя реку по мостику, а не в брод, как некоторые, пошли искать просеку, приводящую к 6 пункту. Не нашли. Ломились через лес. Тем не менее, достаточно быстро отыскали тропку, которая привела к просеке. Сняли 6 КП. Пока мы сидели тут, и пили чай, из леса с хрустом вылезла знакомая группа - МГУ-Ураган. Они не нашли просеку, и ломая сухостой могучими плечами и рюкзаками, шли напролом, словно ледокол Ленин во льдах Арктики. 7 КП тоже нашелся просто. После него была смена карт.
Придя на точку смены карт, мы попили чай, который постоянно готовили организаторы, чтобы хоть как-то скрасить жизнь безумцем, ломящимся через леса непонятно за чем. Разговорились. Рассказали про девочку с рюкзаком и замоченными ногами. На что организаторы сказали: "А, Это Маша Галкина. Она тут в 3 ночи еще была, сейчас к финишу подходит! " Вот вам и Маша-С_Урал_Маша, хорошо, что сидели. Нам до нее еще расти не один год. Бывают женщины в русских селеньях... (Как потом выяснилось, Маша оказалась Мариной, но для нас она все равно будет Машей :), прошу ее, если она будет вдруг читать, не обижаться, а принять сей факт с юмором).
Взяли карту и двинулись дальше. Все пункты хорошо ложились один за другим, кроме 11-ого, который был явно в стороне. У нас уже родилась мысль, что можно забить на него, получить штрафные очки, но сохранить силы и больше отдохнуть на финише.
8 КП нашли идеально. Он располагался где-то в глубине оврага. Мы вычислили расстояние и свой темп движения так удачно, что, метнувшись в лес с просеки, попали на КП с точностью до 5 метров. Снять 9 КП также не составило труда. Выйдя к нему, мы наблюдали красивейший пейзаж: зелено-желтое поле, покрытое морем одуванчиков, светло-зеленоватые березки, безумно голубое небо, по которому плывут кучерявые белые облака. Вот она - РОДИНА! Именно с таким пейзажем ассоциируется Россия.
Перекусили. 10 КП располагался через поле. Найти его было очень просто. Мы нашли. ОДНАКО тут начались сюрпризы. Вместо КП висела записка, что КП перенесен в другое место - в то, куда мы точно никак не собирались идти, а именно поближе к 11 КП, отстоящему от маршрута. Делать нечего пошли туда. Карта перестала совпадать с реальностью. Точнее на ней были тропы, которые не существовали в природе. То есть они существовали когда-то, но заросли так, что отличить их от леса стало невозможным. Лишь случайно, бродя в лесу по вторичным признакам, мы случайно вышли на одну из них, после чего нашли 10 КП. У ребят к этому моменту стали уставать ноги. Появились первые мозоли. По времени мы вполне успевали дойти до финиша и снять оставшиеся КП. Да и расстояние оставалось не так чтобы очень долго.
Двинулись к 11 КП. Он располагался на слиянии 2-х ручьев в пне. Слияние нашли, но пня нет. Зашли с другой стороны, все тоже. Тут же крутится куча народу, они тоже ищут пень. Пересмотрели дружно все окрестные пни - ничего нет. Стало мне тут подозрительно. Вспомнил КП 2. Да и по расстоянию что-то не сходилось: мы должны были пройти подальше. Все остальное сходилось: ручьи, посадки, просеки. "Лже-просека" осенило меня, и мы плюнув на все ориентиры, рванули дальше - и были правы. В скорости нашли нужную просеку, слияние и пень. Сюрприз 2 поджидал нас: вместо КП была записка, о том, что КП переехал и находится в ЧЕРТИ_ГДЕ. Делать нечего, пошли в ЧЕРТИ_ГДЕ, дабы дорога идет по просекам. Чем дальше мы продвигались по просеке, тем меньше она на нее походила. В результате пришлось идти напролом по лесу. У ЧЕРТИ_ГДЕ встретили знакомую группу. Значит, идем правильно. Нашли место, указанное в карте. Сняли СЮРПРИЗ 3 - "КП переехал в ЧЕРТИ_ГДЕ_ДВА_РАЗА". Ребята шли, скрипя зубами, по лицам было видно, что каждый шаг как на ножах. Темп упал. Далее
ЧЕРТИ_ГДЕ_ДВА_РАЗА находился у реки. Кое-как к 22 часам мы дошли туда. Обозначенной тропы не было, мы двигались то по берегу, то по кустам, то по лесу, то по болотам. Когда опомнились, то ЧЕРТИ_ГДЕ_ДВА_РАЗА проскочили очень далеко. Возвращаться не было сил. К этому моменту мы уже отказались от:
  1. взятия пункта 13, так как не успеваем (2 часа к нашему времени);
  2. от взятия пункта 12 , так как нет сил (час к нашему времени).
И промахнувшись мимо 11 КП (+ 3 часа к нашему времени) мораль упала в 0. Леха и Серега двигаться почти перестали и еле волочили ноги. Вопрос встал ребром: либо на финиш любой ценой, либо сходим. На финиш хотелось очень, но глядя на ребят, решили выходить из леса к потенциальным местам, откуда можно уехать. Нет смысла добивать их до конца, тем более, что дорога до финиша была непонятно какая: либо по болотам вдоль реки, либо где-то надо идти через лес до просеки (не факт, что имеющейся, судя по последнему опыту), по которой выбираться до финиша... но с их ногами это невыполнимо. В общем, поплелись через лес в сторону ближайшей деревни.
Шли часа 2-3. Это расстояние утром мы проносились за 20 минут, сейчас же это было ужасно. Мои колени стали подгибаться. Каждый шаг проклинался. Леха шел на 2-х палках, словно на 2-х костылях. Встали лагерем на границе леса и поля. Хорошо, что вышли. Хоть немного и жалко, что сошли, ведь были все шансы дойти до финиша и при этом собрать все КП. Через час, когда мы уже поставили палатку и собирались готовить ужин, к нам подошел парень - он разминулся с напарником и остался один без спальника и еды. Приютили его. Разболтались - нашлось куча общих знакомых. Чем хороши эти соревнования, что рядом с тобой всегда есть знакомые, а если не знакомые, то очень порядочные и интересные люди.
Выбирались домой весь следующий день. Встретили свою 2-ю команду. Поделились впечатлениями - самый эмоциональный момент. Они тоже немного не дошли до финиша. Остановились на другой стороне поля, на котором уже стояли мы, но только не в 24 часа, как мы, а в 3 ночи. Дальше пошли все вместе. Сели в какой-то глухой деревни в автобус. Пока ехали до города, из окна видели разные группы, которые как тараканы выползали из разных мест леса. Встретились и знакомые среди них. Зрелище интересное, вызывающее улыбку.
Ну, вот я и дома! Теперь с нетерпением жду следующих соревнований, так как мероприятие это безумно интересное, хоть и выматывающее. Отлежусь недельку, и буду готовиться к следующим "лосиным бегам": ходить напролом через леса, скакать по болотам, не спать ночами :. Все-таки есть у нас силы дойти хоть раз до финиша.
PS. Огромное спасибо организаторам (Славе Завьялову, СашеТонису, Андрею Чупикину, Дмитрию Шварцу) за их труд, выдумку СЮРПРИЗОВ в ЧЕРТИ_ГДЕ, за то, что мы смогли так прекрасно провести время. С нетерпением ждем следующих стартов.